Sunday 30 September 2012

Нейроэкономика: как формируется зависимость от шоппинга

Вы едите, когда нервничаете? Вы смотрите рекламу по телевизору? Вы идете в магазин, чтобы расслабиться? Тогда читайте, как фирмы манипулируют нашим сознанием!

Этот метод использовался очень давно, но научное объяснение получил только 10 лет назад, когда был открыт гормон глерин. Это гормоноподобное вещество вырабатывается в организме во время стресса, регулирует аппетит и тесно связано с формированием эмоций. Через влияние на выработку и обмен другого гормоноподобного вещества – дофамина -  глерин может участвовать в формировании зависимости. Эволюцонно эти вещества помогали выжить как отдельному организму, так и виду в целом. Одним из главных стрессорных факторов в животном мире является голод, поэтому глерин незаменим при поиске пищи. Во время процесса насыщения усиливается выработка дофамина, который еще называют гормоном хорошего настроение. То есть, когда мозг получает сигнал от желудка «я наелся», животному становится хорошо. Остается еще добавить, что, если организм голоден, то мозг подсознательно выбирает самые калорийные продукты, даже, если у них отвратительный вкус.

Точно такие же процессы работают и в человеческом организме. К сожалению, эти базовые биологические потребности широко и постоянно используют фирмы, формируя у потребителей зависимость от процесса покупок.

Схема очень проста и действует безотказно.
Начнем со стресса – пускового механизма всей этой цепочки. Как легче всего загнать человека в состояние стресса? Правильно, покажите ему новости или фильм ужасов! Не смейтесь, пожалуйста, это очень серьезно. Почему, вы думаете, американское телевидение завалено всякими реалити-шоу, где люди ругаются, дерутся, бьются машины, падают самолеты? Почему сейчас так популярны фильмы ужасов? То на Америку метеорит летит, то у них послезавтра, то атака зомби… Во все эти передачи очень разборчиво вставляется реклама, например, МакДональдса. То есть цепочка «Голод – поел – хорошо» заменяется на «Стресс – поел – хорошо». Теперь вспомним дофамин, гормон хорошего настроения и зависимости. Как ни странно, дофамин не различает, зависимость от чего именно он вызывает, главное, чтобы были положительные эмоции. Зависимость может возникнуть от чего угодно: наркотическая, игровая, табачная, всего не перечислить. Когда процессы идут на гормональном уровне, сознание в этом практически не участвует. Что получается, если в фильм ужасов вместо рекламы еды вставить рекламу, допустим, нового смартфона? То же самое, только человек кинется не к холодильнику, а в магазин. Существует целая наука нейроэкономика, которая изучает, на какие биологические кнопки лучше нажать, чтобы сформировать зависимость от шоппинга.

За результатами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на современное общество потребителей. В промышленно развитых странах многие люди страдают ожирением. Причин этому много, но одна из основных – применение нейроэкономики. Другой очень показательный пример – так называемый синдром забарахливания. В России он встречается редко и считается психическим расстройством, а на Западе – сплошь и рядом. Люди забивают дом барахлом: упаковками салфеток, одноразовой посудой, полиэтиленовыми пакетами, одеждой, газетами… Иногда врачам скорой помощи приходится вызывать пожарных, чтобы те помогли им расчистить проход в комнату больного. Усиленно рекламируется шоппинг как способ расслабиться или провести время. Никто не задается вопросом – а нужны ли им десять открывашек для кока-колы или экзотический мексиканский соус. Может быть, этот соус будет годами стоять на кухне, но результат достигнут – продукт куплен.

В конце – совсем немного цифр.
Около трети всего населения (промышленно развитых стран) склонны к «заеданию стресса». Нейроэкономика действует на этих людей в 100% случаев. Еще около 50% людей едят или ходят в магазин «за компанию». Рекламу по телевизору смотрят все. Грустная ситуация получается…

Единственное, что можно сделать в этой ситуации -  пожалуйста, осознавайте, что вы едите и что покупаете, а главное – почему и зачем. Особенно, если дело касается рекламы.

Friday 14 September 2012

Writing-On-Stone provincial park, Alberta, Canada

Отрывок из статьи "Путешествие по Альберте"



Об этой поездке я мечтала давно. Конечно, сначала я хотела съездить на Ниагарский водопад, в Мексику, в США… «Как насчет юга Альберты?», - спросил меня муж. «А что, там есть, что посмотреть?», - без энтузиазма отозвалась я и взглянула на карту. Названия мест и парков не сказали мне ничего. Я уже хотела отложить путеводитель, но вдруг… Milk river! Маленькая речушка почти у самой границы… «Конечно, едем!» - воскликнула я и попыталась объяснить: «В русских сказках есть Молочная река с кисельными берегами. Никогда не думала, что она течет здесь, в Канаде!» «Well…», - задумчиво протянул муж, привыкший, впрочем, к моим нестандартным взглядам на жизнь.
Так я нашла Молочную реку в реальном мире, и даже недалеко от дома.


Итак, Writing-On-Stone Provinсial Park, “где история, легенды и мечты становятся одним”. Это не просто слова. Долина Молочной реки с древних времен была священным местом. Чтобы сохранить природное многообразие и археологические сайты, в 1957 году здесь был создан национальный парк. Он занимает достаточно большую территорию, здесь можно жить все лето и каждый день узнавать что-то новое.
В парке есть заповедная зона, доступ куда разрешен только археологам и ученым других специальностей. Но и на открытых для публики местах можно увидеть много интересного. Например, оленей, спокойно гуляющих в кемпинге. Для меня, выросшей в большом городе, это было чем-то удивительным и необыкновенным. Казалось, люди совсем не нарушают спокойствие этих мест.


Оставив мужа готовить завтрак (да, канадские мужчины готовят завтрак женам, и даже приносят его в палатку), я побежала на пляж. Молочная река медленно грелась на утреннем солнце. Она оказалась совсем неширокой и не с белой, а с серо-мутной из-за песка водой. Я посидела на берегу, слушая птиц, шелест листьев, журчание струй на перекате. Потом, представив себя Клеопатрой, принимающей молочные ванны, я плюхнулась в воду. Она оказалась холодной и доходила в лучшем случае мне до пояса. Я храбро окунулась несколько раз, представив, как мой мир наполняется изобилием (это уже из русской мифологии), но быстро вылезла и снова уселась на песок. Пустынный пляж, почти абсолютная тишина, медленно текущая речка и скалы на том берегу… Это совсем не походило на картинку из сказок. Но – нигде ведь нет описания той, сказочной реки! Решив наконец, что речка льется из волшебного мира прямо сюда, я погрузилась в созерцание природы. 


Становилось жарко. Я с сожалением вздохнула, встряхнулась и пошла обратно в кемпинг. Впереди у меня был маршрут по скалам.
Допив кисель и поцеловав мужа, я взяла брошюрку с описанием маршрута и ушла на тропу. Путь был всего два с половиной километра, поэтому я решила обойтись без воды и часов. Совсем скоро – первая остановка. Худу (выветренные скалы из песчанника) занимают большую площадь по всей долине реки, но Худу-Трейл, куда я отправилась, проходит по самым интересным местам. Иногда возникает ощущение другой планеты. Сама долина реки – остаток мощных потоков с таявшего десять тысяч лет назад ледника. Вода придала форму скалам, ветер продолжает работу… Древние индейцы верили, что здесь, в Writing-On-Stone, земля осталась в неприкосновенном виде после ее создания и вернее всего отражает замысел Творца. Глядя на причудливые эрозии скал, поневоле этому веришь. 



Напротив, кажется, что совсем близко, видны холмы Sweetgrass – еще одно священное место Первой Нации. Молодые люди часто взбирались на вершину холмов для получения духовного опыта. Раньше эти невысокие горы составляли единое целое с парком, но теперь они находятся в США. А в долине реки часто можно найти наконечники стрел, керамику, остатки жилищ… Кстати, на территории парка вести раскопки и собирать что-либо запрещено.


Конечно же, главной моей целью было посмотреть на петроглифы. Дойдя до остановки номер 6, я добросовестно прочитала предостережение: «Пожалуйста, не сходите с тропы и не дотрагивайтесь до изображений. Рисунки очень легко повредить. Помогите сохранить их для будущих поколений». Я взглянула на скалы – и ничего не увидела. В брошюре все было нарисовано четко – медвежья лапа, воин, бизоны… Спросить было не у кого, на тропе я была одна. Промаявшись с полчаса, стараясь хоть что-то углядеть, я наугад сделала несколько фотографий и пошла дальше. Только дойдя до следующего сайта с изображениями, где стоял плакат с их планом, я поняла, что же мне нужно было искать. Меня ввели в заблуждение размеры и цвет. Какое изображение вы представляете при слове «петроглифы»? Мне они казались чем-то большим и ярким, видным с противоположного берега реки. В действительности наскальные рисунки оказались очень маленькими, сантиметров 5-7 в высоту. Цвет их почти не отличался от цвета скалы, и увидеть рисунки можно было, только хорошенько присмотревшись. Найти их несложно, если знать, что и где искать. Человек же со стороны может пройти в трех шагах и ничего не заметить.


Тропа взбирается выше на скалы, и вот последняя остановка – потрясающий вид на долину реки. «А я тебя потерял, хотел идти навстречу», - улыбнулся муж и протянул мне термос с холодной водой. Оказывается, я была на тропе больше двух часов.

Мы возвращались в реальность, в город со странным названием Лосиная Челюсть. Меня ждал бассейн с горячей минеральной водой, Лабиринт Мира и спуск в подземелья Аль Капоне. Путешествие не может закончиться, ведь каждый пишет свою собственную легенду…

The blog is bilingual!

Posts in English is labeled "English," see "Labels" on the left (they are different from the Russian posts)

Посты на русском языке отмечен
ы словом Russian, см Lables слева (могут отличаться от постов на английском языке)